ВРАГ МОЕГО ВРАГА… КАК КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ РУКА ОБ РУКУ ВОЕВАЛИ В КИТАЕ
В 1934 году произошли события, о которых долго молчала официальная советская история. Они были засекречены не только по военным, но и по политическим мотивам. Еще бы! Как объяснить трудящимся СССР, что Рабоче-крестьянская Красная армия сотрудничала с белогвардейцами?
В 1933 году в китайском Синьцзяне вспыхнул мятеж против местных властей. Восставшие мусульмане решили создать исламскую республику. Они резали китайцев и получали поддержку из Японии и Британии.
От мятежников досталось и русским, бежавшим в Китай после Гражданской войны. На их защиту встали бывшие белогвардейцы. Опытные в военном деле офицеры и казаки смогли достойно противостоять врагу.
И все же силы были неравны. Лояльное к СССР местное руководство, во главе которого стоял Шэн Шицай, могло быть свергнуто мятежниками, враждебно настроенными против Страны Советов.
Правительство СССР традиционно помогало национально-освободительным движениям, особенно если те поднимали красный флаг и ставили целью свержение власти своих помещиков и капиталистов. Однако в ситуации с Синьцзяном все было не так просто. Еще до начала мятежа мусульмане часто с оружием в руках нарушали границу СССР. Только в одном бою с ними весной 1932 года погибли 32 красноармейца. Среди бунтующих было немало активных врагов советской власти. Зарубежные инструкторы советовали им побыстрей расправиться с китайцами и, основав буферную республику, создать горячую точку у границ Казахстана и Сибири.
Повстанцам и воинским частям Гоминьдана к концу 1933 года удалось серьезно потеснить войска Шэн Шицая и белогвардейцев. Последним с трудом удалось удержать город Урумчи. После этого региональный лидер обратился к СССР за помощью. И она пришла…
Небольшая хорошо вооруженная группировка из семи тысяч человек с танками, артиллерией, при поддержке авиации в последних числах января 1934 года перешла границу и разгромила под Урумчи регулярную дивизию Гоминьдана, поддерживавшую восстание и повстанцев, и сняла осаду с города. После этого белогвардейцы дружно влились в ряды «Алтайской добровольческой армии». Причем не было зафиксировано ни одного конфликта между классовыми врагами, воевавшими теперь на одной стороне.
Правда, этому предшествовал расстрел руководителя белых, полковника Папенгута, ярого противника советской власти. Его непримиримая позиция могла сорвать наметившийся союз антагонистов, что не было в интересах ни СССР, ни Шэн Шицая, ни самих белогвардейцев и их семей, чудом спасшихся от резни. Полковника устранили, командование передали офицеру более умеренных взглядов.
Из-за удаленности места событий и по ряду иных причин действенную помощь мятежникам ни Британия, ни Япония оказать не смогли. Из-за этого восстание в Синьцзяне пошло на убыль.
Красно-белогвардейские войска вместе участвовали в сражениях при реке Тутунь, у города Кашгар и в битве в горном районе Даван Чэн.
К апрелю 1934 года, после нормализации обстановки в Синьцзяне, большая часть красноармейцев вернулась на родину. С ними ушло немало бывших белогвардейцев, амнистированных советской властью.
Для поддержки Шэн Шицая оставили кавалерийский полк «алтайцев». В войска китайцев направили военных советников, среди которых был будущий маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко. Остались в строю и те белогвардейцы, которые не решились вернуться в СССР.
(с) "Мир знаний"