Выставка была открыта до 19 ноября 2019 года в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и была приурочена к 90-летию со дня основания музея коневодства.

На протяжении веков лошадь была ближайшим помощником и другом человека, неотъемлемым участником его жизни. Множество замечательных строк ей посвятили поэты, к ее изображению неизбежно обращались живописцы и графики.

На выставке представлены удивительные акварели Петра Соколова и полевые рисунки Сергея Коровина – брата знаменитого Константина Коровина и редкого гостя экспозиций; многочисленные рисунки Покаржевского и Сверчкова; живопись старой школы и прекрасных мастеров более позднего времени: Леонарда Туржанского и Алексея Степанова. В экспозиции можно увидеть работы лучших западно-европейских и русских художников: Михаила Врубеля, Василия Верещагина, Франца Рубо, Георгия Савицкого и многих других.
Коллекция музея коневодства – это все та же история искусства, только в специфическом срезе: через призму изображения лошади.

Данную выставку я посетила второго ноября. Почему я выбрала именно данное событие? Дело в том, что животные всегда занимали особое место в моей жизни, в том числе и в искусстве. Лошадям же уделяют довольно мало внимания: редко упоминают их особенности в баталистике, хотя это ключевая «фигура», почти не организовывают выставок. А ведь лошадь на протяжении столетий была верным другом и спутником человека, я бы даже сказала, что с лошадью шла история. Мне удалось увидеть те работы, каких доселе я не видела. Должна отметить, что также я познакомилась с новыми для себя авторами, такими, как Ковалевский Павел Осипович и Покаржевский Петр Дмитриевич. Наибольшее внимание привлекли именно они, и я объясню почему.

Покаржевский Петр Дмитриевич

https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t189492.jpg
«Легион», 1916 г. Бумага, итальянский карандаш

Первая работа, которая привлекла мое внимание. То, что мне всегда искренне нравится в разных жанрах – это "мягкость" исполнения. Линии, свет, цвет. Это первое, что цепляет внимание. В данном случае привлекло многое: штрихи, анатомия, простота композиции, ракурс. Ракурс, кстати, выделят данную работу, ибо «стандарт» для рисунка лошади – профиль. Приятный рисунок, скорее всего, жеребца в возрасте.

https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t909907.jpg
«Внутренний вид конюшни», 1916 г. Бумага, цветной карандаш

Я очень люблю зарисовки каких-либо деталей, простых сюжетов, локаций. Более того, как мне кажется, именно зарисовки, эскизы обычно оказываются более чувственными, чем полноценные работы. Но не всегда. Здесь же мы уже наблюдаем различные детали – люди, амуниция, денники. Присутствует рабочий момент – поение лошади.

https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t540988.jpg
«Ненависть», 1917 г. Бумага, цветной карандаш

Хороший пример «экстерьерного» рисунка. Орловский рысак. Краткая история этой кобылы изложена в книге Якова Бутовича «Архив сельца Прилепы. Описание рысистых заводов России». Экстерьерные зарисовки и картины были необходимы для конных заводов. Конечно, сейчас в основном делают фотографии, но иногда владельцы заводов заказывают художникам картины с их лучшими подопечными.

https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t252072.jpg
«Полкан», 1916 г. Бумага, итальянский карандаш

Еще одна понравившаяся работа рысака в исполнении Покаржевского. Жеребец или мерин после работы.

Ковалевский Павел Осипович

https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t379960.jpg
«Этюды воинского обмундирования и седловки лейб-гвардии конного полка». Холст, масло

Данные этюды покорили меня буквально всем. От складок на ткани до фактуры кожи и железа. Конечно, больше всего зацепил портрет лошади по центру. Хорошая крупная голова с явно широкой шеей с необычным военным оголовьем. Также на выставке присутствовали и другие этюды с формой.

Николай Семенович Самокиш

https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t588844.jpg
«Лоэнгрин». Бумага, перо

С работами Николая Семеновича я была знакома очень давно, и потому меня приятно удивило наличие нескольких работ на выставке. Самокиш писал много иллюстраций, в том числе и с эпизодами Первой мировой и Гражданской войн. В данной работе безумно понравилась техника, отличный «экстерьерный» рисунок крепкого жеребца.

https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t944938.jpg
«Ветрогонка». Холст, масло

Очень приятная картина светло-серой кобылы с юным вороным жеребенком. Одна из немногих работ в живописи на выставке.

Иные работы
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t275782.jpg
Савицкий Г. К. "Эльборус на ходу", 1922 г. Бумага, акварель
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t991206.jpg
Покаржевский П. Д. "Шорник с женой за работой в мастерской", 1916 г. Бумага, цветной карандаш
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t92841.jpg
Сверчков Н. Е. "Девять рисунков с лошадьми разных жанров, наклеенных на один общий лист." Бумага, тушь
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t591510.jpg
Виноградов С. А. "Кронпринц", 1920 г. Холст, масло. Известный жеребец орловской рысистой породы, рожд. в конном заводе Я. И. Бутовича
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t905334.jpg
Шарлемань А. И. "Царская карета", 1882 г. Бумага, акварель
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t695762.jpg
Сверчков Н. Е. "Меню", 1886 г. Бумага, тушь
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t909702.jpg
Неизвестный художник. "Эскиз аттестата для лошадей", 1861 г. Бумага, акварель
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t26753.jpg
Сверчков Н. Е. "Амазонка", 1884 г.
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t983593.jpg
Неизвестный художник. "Карета на проселочной дороге", сер. 19 в. Бумага, акварель, гуашь, белила
https://forumupload.ru/uploads/0019/d5/e0/35/t931137.jpg
Соколов П. П. "Бежин луг". Бумага, акварель

Отредактировано Дарья (2021-06-09 00:04:08)