Выставка была открыта до 19 ноября 2019 года в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и была приурочена к 90-летию со дня основания музея коневодства.
На протяжении веков лошадь была ближайшим помощником и другом человека, неотъемлемым участником его жизни. Множество замечательных строк ей посвятили поэты, к ее изображению неизбежно обращались живописцы и графики.
На выставке представлены удивительные акварели Петра Соколова и полевые рисунки Сергея Коровина – брата знаменитого Константина Коровина и редкого гостя экспозиций; многочисленные рисунки Покаржевского и Сверчкова; живопись старой школы и прекрасных мастеров более позднего времени: Леонарда Туржанского и Алексея Степанова. В экспозиции можно увидеть работы лучших западно-европейских и русских художников: Михаила Врубеля, Василия Верещагина, Франца Рубо, Георгия Савицкого и многих других.
Коллекция музея коневодства – это все та же история искусства, только в специфическом срезе: через призму изображения лошади.
Данную выставку я посетила второго ноября. Почему я выбрала именно данное событие? Дело в том, что животные всегда занимали особое место в моей жизни, в том числе и в искусстве. Лошадям же уделяют довольно мало внимания: редко упоминают их особенности в баталистике, хотя это ключевая «фигура», почти не организовывают выставок. А ведь лошадь на протяжении столетий была верным другом и спутником человека, я бы даже сказала, что с лошадью шла история. Мне удалось увидеть те работы, каких доселе я не видела. Должна отметить, что также я познакомилась с новыми для себя авторами, такими, как Ковалевский Павел Осипович и Покаржевский Петр Дмитриевич. Наибольшее внимание привлекли именно они, и я объясню почему.
Покаржевский Петр Дмитриевич
«Легион», 1916 г. Бумага, итальянский карандаш
Первая работа, которая привлекла мое внимание. То, что мне всегда искренне нравится в разных жанрах – это "мягкость" исполнения. Линии, свет, цвет. Это первое, что цепляет внимание. В данном случае привлекло многое: штрихи, анатомия, простота композиции, ракурс. Ракурс, кстати, выделят данную работу, ибо «стандарт» для рисунка лошади – профиль. Приятный рисунок, скорее всего, жеребца в возрасте.
«Внутренний вид конюшни», 1916 г. Бумага, цветной карандаш
Я очень люблю зарисовки каких-либо деталей, простых сюжетов, локаций. Более того, как мне кажется, именно зарисовки, эскизы обычно оказываются более чувственными, чем полноценные работы. Но не всегда. Здесь же мы уже наблюдаем различные детали – люди, амуниция, денники. Присутствует рабочий момент – поение лошади.
«Ненависть», 1917 г. Бумага, цветной карандаш
Хороший пример «экстерьерного» рисунка. Орловский рысак. Краткая история этой кобылы изложена в книге Якова Бутовича «Архив сельца Прилепы. Описание рысистых заводов России». Экстерьерные зарисовки и картины были необходимы для конных заводов. Конечно, сейчас в основном делают фотографии, но иногда владельцы заводов заказывают художникам картины с их лучшими подопечными.
«Полкан», 1916 г. Бумага, итальянский карандаш
Еще одна понравившаяся работа рысака в исполнении Покаржевского. Жеребец или мерин после работы.
Ковалевский Павел Осипович
«Этюды воинского обмундирования и седловки лейб-гвардии конного полка». Холст, масло
Данные этюды покорили меня буквально всем. От складок на ткани до фактуры кожи и железа. Конечно, больше всего зацепил портрет лошади по центру. Хорошая крупная голова с явно широкой шеей с необычным военным оголовьем. Также на выставке присутствовали и другие этюды с формой.
Николай Семенович Самокиш
С работами Николая Семеновича я была знакома очень давно, и потому меня приятно удивило наличие нескольких работ на выставке. Самокиш писал много иллюстраций, в том числе и с эпизодами Первой мировой и Гражданской войн. В данной работе безумно понравилась техника, отличный «экстерьерный» рисунок крепкого жеребца.
Очень приятная картина светло-серой кобылы с юным вороным жеребенком. Одна из немногих работ в живописи на выставке.
Иные работы
Савицкий Г. К. "Эльборус на ходу", 1922 г. Бумага, акварель
Покаржевский П. Д. "Шорник с женой за работой в мастерской", 1916 г. Бумага, цветной карандаш
Сверчков Н. Е. "Девять рисунков с лошадьми разных жанров, наклеенных на один общий лист." Бумага, тушь
Виноградов С. А. "Кронпринц", 1920 г. Холст, масло. Известный жеребец орловской рысистой породы, рожд. в конном заводе Я. И. Бутовича
Шарлемань А. И. "Царская карета", 1882 г. Бумага, акварель
Сверчков Н. Е. "Меню", 1886 г. Бумага, тушь
Неизвестный художник. "Эскиз аттестата для лошадей", 1861 г. Бумага, акварель
Сверчков Н. Е. "Амазонка", 1884 г.
Неизвестный художник. "Карета на проселочной дороге", сер. 19 в. Бумага, акварель, гуашь, белила
Соколов П. П. "Бежин луг". Бумага, акварель
Отредактировано Дарья (2021-06-09 00:04:08)